Леонид Насыров уже много лет сотрудничает с ОЛМА. Он иллюстрировал знаменитых «Котов-воителей», трилогию Майте Карранса «Война колдуний» и многие другие известные детские издания. Однако мало кто знает, что прежде чем заняться оформлением книг, он работал в легендарном «Крокодиле», был главным художником «Юного натуралиста» и театральным декоратором.
В преддверии выхода в свет новой исторической серии Майкла Форда «Спартанец», Леонид Насыров рассказал редакции сайта wwwolmamedia.ru о творческих задачах, об отношении к четвероногим братьям и силе превращения.
— Как вы стали работать в «Крокодиле»?
— В Москву я приехал в 76-ом. Собственно говоря, меня крокодильцы и пригласили. Я несколько раз был на творческой даче в Челюскинской. Там же были и крокодильцы. Вот они меня и уговорили: «Переезжай да переезжай!» У меня были совсем другие планы: из Казани я хотел уехать в Одессу, даже заявление подал в художественный фонд, еще думал о переезде в Прибалтику.
— В Казани тоже занимались карикатурой?
— Нет. Я заканчивал театральный, декорационный. У меня около двадцати спектаклей в Казани, Миске, Кишиневе. Затем стал заниматься станковой живописью. После случайной встречи с друзьями-крокодильцами приехал в Москву, где стал работать в жанре карикатуры, а так же книжной иллюстрацией.
— Нужно было капитально переучиваться из декоратора в книжного иллюстратора?
— Да, конечно. В театре другой масштаб: большие кисти, ведра краски. Работа над книгой требует других инструментов и техники.
— Помогал ли вам опыт декоратора в оформлении книг?
— Разумеется, опыт работы в театре мне очень пригодился. И видение мизансцены (я имею в виду композицию, эмоции героев), и глубокое знание истории костюмов. Например, в книге «Огонь Ареса», первой книге серии «Спартанец», я старался точно изобразить наряды жителей полиса, воссоздать облик города. Я уже упоминал о том, что меня очень интересуют древние цивилизации. В Грецию я влюбился в восьмом классе, в моей домашней библиотеке много книг по истории, культуре, верованиям этой страны. Они очень помогли мне в работе над новой книгой. Знаете, я привык, прежде чем браться за книгу, внимательно изучить материал по теме.
— Вы оформляли бестселлер, многотомную серию Эрин Хантер «Коты-воители». Расскажите, как вы работали над иллюстрациями?
— Скажу честно: до работы в «Юном натуралисте» я относился к братьям нашим меньшим без особенной симпатии, спокойно. Когда стал сотрудничать с журналом, мне пришлось присматриваться к животным, наблюдать за ними, и тогда я понял, что это умнейшие существа. Неслучайно от кошек какое-то время фанател Хемингуэй. В серии Хантер коты и кошки чувствуют, думают, поступают так, как люди. Они благородные, искренние. При создании образов я следовал за автором, ну и наблюдал, конечно. Это такое удовольствие — наблюдать за кошками!
В общем, эти книги, как мне кажется, могут многому научить не только детей, но и взрослых. Кстати, и книга о спартанцах тоже очень интересная. В ней в художественной форме изложены известные и малоизвестные факты истории и культуры Древней Греции.
— Леонид Хамидович, вы также иллюстрировали трилогию Майте Карранса «Война Колдуний». Сюжет произведения очень напряженный, герои пересекают Испанию, путешествуют по Исландии. Наверное, оформление таких книг — задача хотя и творческая, но непростая?
— Меня в трилогии увлек момент превращения. Главная героиня книги, девочка Анаид, превращается в разных животных. И это меня поразило. Мне кажется, что художник должен изобразить фантастический эпизод так, чтобы он был реальнее самой действительности.
Об итальянском коллеге Леонида Насырова, иллюстраторе детской литературы Николетте Чикколи читайте статью "Мои работы рассказывают обо мне. О моих призраках, мечтах" на сайте http://www.nistomin.ru